Общая информация
Согласно приказу Департамента образования и науки Кемеровской области № 1492 от 26.08.2016 г., МБОУ ДО «Городской Дворец детского юношеского) творчества им. Н.К.Крупской» присвоен статус региональной инновационной площадки Департамента образования и науки Кемеровской области по направлению «Отработка моделей электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий». Реализуется инновационный проект «Организация работы по развитию и поддержке талантливых детей и молодежи с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Приказ ДОиН КО о статусе инновационной площадки
Цель проекта: создание условий для внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работу по развитию и поддержке талантливых детей и молодежи Дворца творчества.
Этапы проекта
1 этап аналитико-проектировочный сентябрь 2016 г. – март 2017г. На первом этапе: проведен анализ психолого-педагогической, справочно-информационной литературы, изучены нормативно-правового аспекты организации работы по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей с использованием электронного обучения и ДОТ; изучены возможности инновационной деятельности; создана рабочая группа проекта; разработана необходимая нормативно-правовая база, шаблон электронного портфолио учащегося; изучены возможности создания ЭОР; проведены обучающие семинары для педагогов; открыта работа профессионального сообщества педагогов по теме инновационной деятельности.
2 этап – исполнительский – апрель 2017 г. – декабрь 2018 г. На втором этапе: будут разработаны и внедрены в образовательную практику электронные образовательные ресурсы, направленные на развитие одаренности детей; разработаны и проведены конкурсы, конференции, интеллектуальные марафоны и другие мероприятия с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе для дошкольников; исследована востребованность и качество электронного обучения и обучения с использованием ДОТ, проблемы и преимущества данной деятельности; созданы электронные портфолио одаренных учащихся; проведены обучающие семинары для педагогов; будет осуществляться взаимодействие педагогов города Новокузнецка и Кемеровской области в работе профессионального сообщества педагогов по теме инновационной деятельности.
3 этап – обобщающий – январь 2019 г. – май 2019 г. На третьем этапе: будет обобщен опыт работы по теме работы инновационной региональной площадки и представлен на муниципальном, региональном и всероссийском уровне (на конференциях, конкурсах профессионального мастерства, в публикациях, итоговом отчете); организовано обсуждение полученных результатов по теме инновационной деятельности педагогами города Новокузнецка и Кемеровской области в работе профессионального сообщества педагогов; разработаны методические рекомендации «Организация работы по развитию и поддержке талантливых детей и молодежи с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Научная основа проекта
Дворец творчества придерживается основных положений, подходов, терминов, методов и форм работы с одаренными детьми, изложенных в «Рабочей концепции одаренности», которая разработана по заданию Министерства образования Российской Федерации. Концепция отражает результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми.
Участники проекта
В реализации проекта принимает участие 57% от общего количества всех структурных подразделений Дворца творчества. В целом по Дворцу – элементы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используют более 25% педагогических работников.
Приказ Дворца творчества о рабочей группе инновационной площадки
https://docs.google.com/forms/d/1Efz_ia6hau5-RGhfhKsq7CynrctmLM4ignVjGLbkPf0/edit
Нормативная и методическая база проекта
- Положение об организации электронного обучения и использовании дистанционных образовательных технологий Дворца творчества
- Положение об электронном образовательном ресурсе Дворца творчества
- Положение об официальном сайте Дворца творчества
- Памятка создателю электронного образовательного ресурса
Результаты проекта
Деятельность по решению задач инновационного проекта
Задача: исследовать проблему и возможности внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работу по развитию и поддержке талантливых детей и молодежи, создать необходимую нормативно-правовую, организационно-методическую базу |
По решению первой задачи:
- сформирована рабочая группа по инновационной деятельности;
- проведен анализ психолого-педагогической литературы и документов по теме;
- проведено анкетирование рабочей группы по инновационной деятельности;
- проведено исследование готовности педагогов к работе с одаренными детьми;
- по итогам исследования в проект включены тренинги профилактики профессионального выгорания и личностного роста для педагогов;
- психологической службой Дворца творчества создана система психолого-педагогической диагностики одаренности ребенка в условиях организации дополнительного образования;
- разработано Положение об электронном образовательном ресурсе Дворца творчества, памятка создателю электронного образовательного ресурса, актуализированы положения об организации электронного обучения и использовании ДОТ, об официальном сайте Дворца творчества;
- ежегодно издаются приказы об инновационной деятельности с указанием видов деятельности и сроков, назначением ответственных исполнителей;
- разработан и размещен на официальном сайте Дворца творчества электронный опрос для педагогов рабочей группы по инновационной деятельности;
- ведется электронное портфолио учащихся.
Задача: повышать профессиональный уровень педагогов в соответствии с направлениями инновационной деятельности |
По решению второй задачи:
- разработана и реализуется программа развития кадрового потенциала на 2016-2020 г.г. «Стратегия роста»;
- осуществляется внутрифирменное повышение профмастерства рабочей группы по инновационной деятельности: обучающие семинары-практикумы, мастер-классы, практические занятия, консультации, индивидуальная работа;
- осуществляется повышение квалификации и переподготовка в вузах: МАУ ДПО ИПК г.Новокузнецка, КРИПКиПРО, НФИ КемГУ: курсы повышения квалификации и переподготовки, долгосрочные семинары, а также участие в вебинарах Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» г. Москвы и др. организаций;
- работа проектных команд, временных творческих коллективов по созданию ЭОРов;
- участие в научно-практических конференциях, Днях науки, образовательных форумах разного уровня;
- обновление информационных материалов, материалов для самообразования в сообществе «ГДД(Ю)Т им.Крупской. ДОТ. Эксперимент» https://vk.com/club59252066 ;
- создан и работает виртуальный методический кабинет Дворца творчества https://plus.google.com/u/0/communities/105802759609312260480
Задача: обеспечить доступность, качество и вариативность возможностей развития талантливых детей и молодежи на основе использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
По решению третьей задачи:
- проект инновационной площадки включен в Программу развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской» «От традиций к инновациям и творчеству» на 2017-2020 г.г.;
- внедряются новые ИК-технологии для разработки и платформы для размещения электронных образовательных ресурсов, часть ЭОР доступна широкому кругу пользователей без регистрации;
- в образовательном процессе применяются элементы дистанционных образовательных технологий;
- продолжается работа в системе дистанционного обучения «Прометей»;
- внедряются новые форматы проведения мероприятий и событий с использованием ИКТ: он-лайн трансляция соревнований, TED-лаборатория, дистанционные конкурсы.
Задача: разработать и апробировать электронные образовательные ресурсы с повышенным уровнем сложности учебного материала |
По решению четвертой задачи:
- актуализированы дополнительные общеобразовательные программы педагогов Дворца творчества;
- внедряются инновационные высокотехнологичные направления: робототехника, инженерное конструирование и др.;
- разработано 12 электронных учебных пособий по: шахматам, декоративно-прикладному творчеству, патриотическому воспитанию, музыке, эстетике, социализации детей с ОВЗ, реализованы сетевой и учебный проект на основе ИКТ.
Задача: обеспечить открытость и общественный контроль через работу профессионального сообщества по проблемам инновационной деятельности |
По решению пятой задачи:
- работа сообщества «ГДД(Ю)Т им.Крупской. ДОТ. Эксперимент» https://vk.com/club59252066 ВКонтакте;
- на официальном сайте Дворца творчества создана и ведется страничка «Электронное обучение», на которой педагоги, родители, учащиеся знакомятся с содержанием и ходом инновационной деятельности http://dtkrupskoy.ru/index.php/2-uncategorised/240-elektronnoe-obuchenie
Разработаны электронные образовательные ресурсы:
- «Нейл-арт» - электронный образовательный ресурс по основам ногтевого сервиса. Автор: Климова Анна Сергеевна, педагог дополнительного образования центра «Ориентир». Материал размещен в СДО «Прометей», модуль курса «Профориентация». Ссылка: http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7BD29D7FE8-2CBB-4A19-97F2-5141D4001911%7D/index.html
- «На партиях – учатся» электронный образовательный ресурс (на материале шахматных партий соревнований). Автор: Владимиров Михаил Яковлевич, педагог дополнительного образования объединения «Шахматная школа». Размещен на сайте «Шахматной школы» и доступен по ссылке http://live.chess-nk.ru/
- «Подвиг героев-новокузнечан» электронный образовательный ресурс. (ДООП «Страницы воинской Славы России» комплексной программы «Почетного караула Поста № 1 у Вечного огня Славы»). Материал размещен в СДО «Прометей», модуль курса «Патриотическое воспитание».Автор: Хоменко Оксана Рашидовна, педагог дополнительного образования Пост№1. Ссылка: http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7B03A7349F-B755-420F-8D5E-2D4F9A2FE0E5%7D/index.html
- «Гжельский промысел» электронный образовательный ресурс. Автор: Комарова Светлана Дмитриевна, педагог дополнительного образования школы раннего развития «Теремок». Материал размещен в СДО «Прометей» в курсе «Декоративно-прикладное творчество». Ссылка:
http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7B20BAD35F-66EB-4CDA-A583-E1CC8980E243%7D/1_1/index.html
- «Простыми стежками в мир шитья» электронный образовательный ресурс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Детский дом моделей".
Автор: Захматова Юлия Валерьевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской». Материал размещен в СДО "Прометей" в курсе "Декоративно-прикладное творчество". Ссылка:
http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7B309D7FD1-2619-4C79-8D81-4E02649627AF%7D/index.html
- «Путеводитель по клубу «Журавушка» электронный образовательный ресурс. Автор: Меш Андрей Борисович, педагог дополнительного образования, Рубен Полина Николаевна, заместитель директора МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской». Ссылка: http://dtkrupskoy.ru/index.php/kollekivy/klub-zhuravushka/31-putevoditel-po-klubu/170-putevoditel-po-klubu
- «Календарные праздники года» электронный образовательный ресурс. Автор: Меш Андрей Борисович, педагог дополнительного образования, Гильдебрандт Елена Владимировна, педагог-организатор МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской». Ссылка: http://dtkrupskoy.ru/index.php/arkhiv-novostej/171-kalendarnye-prazdniki-goda
- Электронный образовательный ресурс конкурс -викторина для детей старшего дошкольного возраста (7 заданий - «Грамота», «Математика», «Окружающий мир», «Мамины помощники», «Соотнеси количество предметов с числом». https://learningapps.org/myapps_student.php
- Электронный образовательный ресурс «Музыкальное творчество М.П.Мусоргского» https://learningapps.org/display?v=pibbumuec18
- Электронный образовательный ресурс «Ассоциации» https://learningapps.org/display?v=pymas9cjn17
- Комплекс ЭОРов к программе «Эстетика» для учащихся начальной школы https://learningapps.org/myapps.php.
- Комплекс ЭОРов по английскому языку для детей дошкольного возраста https://learningapps.org/display?v=pf718dw7318 , https://learningapps.org/display?v=paqft91uk18
Реализованы проекты на основе ИКТ:
- «Шахматы XXI века» учебный проект на основе ИКТ
- Сетевой проект «Герои Кузбасса» https://vk.com/post1nvkz
ЭОРы Дворца творчества создаются на основе интернет-сервисов и программ:
- система дистанционного обучения «Прометей»;
- «LearningApps.org»;
- цифровая стена «Padlet»;
- сервисы Google, Яндекс;
- YouTube;
- сервисы для создания инфографики
(https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/infografika/ и др.);
- сервисы для создания облака слов (Word It Out, Tagxedo,
http://wordscloud.pythonanywhere.com/ );
- сервисы для создания ментальных карт (Mind42 и др.);
- сервисы для создания тестов, опросов (Google-формы);
- сервисы для создания викторин, кроссвордов, дидактических игр.
Платформы для размещения ЭОР:
СДО «Прометей» https://sdorsr.rusal.ru/,
«LearningApps.org» https://learningapps.org/ ,
официальный сайт Дворца творчества http://dtkrupskoy.ru/
сайт «Шахматной школы» http://www.chess-nk.ru/
Информация по работе региональной инновационной площадки размещается в открытой группе в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/club59252066 - презентация созданных ЭОР, информация об их апробации, обучающие материалы для педагогов.
Инновационные форматы мероприятий на основе ИКТ
Доступность и вариативность возможностей развития одаренности учащихся обеспечивается разнообразием форматов проведения занятий, мероприятий. Внедряются новые форматы проведения мероприятий и событий с использованием ИКТ, например: он-лайн трансляция соревнований, TED-лаборатория, дистанционные конкурсы.
TED-лаборатория
10 марта 2017 года Новокузнецкое отделение «Малая академия наук «Интеллект будущего» совместно с молодежным творческим коллективом «Новое поколение» Дворца творчества им. Н.К. Крупской проводили первую TED- лабораторию. В этом событии приняли участие более 50 старшеклассников. TED-лаборатория - это новый формат общения, который носит исследовательский характер. Старшеклассники могли пообщаться в аудитории сверстников, выстроили индивидуальную карту развития профессионального пути и задали вопросы специалистам об актуальных профессиях. Лаборатория проходила в формате игры. Каждая группа презентовала свои идеи и результаты работы в формате TED- выступления. Выступления размещены для всеобщего доступа в сети Интернет. Мероприятие проходило в рамках XIII Региональной научно-исследовательской конференции учащихся.
7 ноября 2017 г. состоялась II TED-лаборатория. Более 50 ребят из разных образовательных организаций города смогли представить свои выступления на заданные темы.
Самой популярной оказалась тема: «Я знаю, что я буду делать завтра». Выступление в стиле TED стали очень популярным форматом во всем мире. В России такие мероприятия проводятся с 2009 года. В качестве спикеров выступают люди с необычными идеями и с большим желанием ими поделиться с другими. Девиз данного формата: «Идеи, достойные распространения!»
TED лаборатория - это гораздо большее! Здесь ребята смогли поработать с экспертами и ведущими мастер-классов. Команды узнали о структуре выступления, о словах и фразах для привлечения внимания аудитории, инструментах визуализации текста.
Эксперты вместе с ними проанализировали содержание темы. Результатом работы стал улучшенный текст TED выступления, который помогали редактировать модераторы лаборатории. В итоге был определен победитель в номинации «Лучшее TED -выступление»- команда МБОУ «Лицей №35 им А.И. Герлингер».
Примеры TED выступлений можно просмотреть по ссылкам:
Группа МАН Интеллект будущего https://vk.com/public158714616
![]() |
![]() |
TED выступления являются также своего рода электронными образовательными ресурсами и используются в реализации дополнительной общеобразовательной программы молодежного творческого коллектива «Новое поколение».
Он-лайн трансляции шахматных соревнований
20-22 февраля 2017 г. впервые приобретен опыт проведения он-лайн трансляции шахматных соревнований командой проекта на Первенстве области среди юношей до 19 лет, проходившем во Дворце творчества им. Н.К.Крупской. Для соревнований подобного рода в г. Новокузнецке, онлайн трансляция партий, игранных на первых двенадцати досках, является инновационным и положительным опытом.
В онлайн трансляции приняли непосредственное участие 24 игрока (первые 12 досок), тренеры и представители игроков. 1182 человека наблюдатели за ходом онлайн трансляции.
Участники турнира реализовали возможность проанализировать партии по завершению турнира. Ранее, при проведении турниров по быстрым шахматам, это было невозможно.
Результаты и выходные данные мероприятия представлены на сайтах: http://chess-nk.ru/, http://live.chess-nk.ru/.
Он-лай-трансляция, соревнования состоялась на сайте http://live.chess-nk.ru/. Так же партии транслировались на проектор, в специально отведенном помещении для тренеров и зрителей. Это позволило снизить «нагрузку зрителей» на шахматистов, дало возможность тренерам детально ознакомиться с игранными партиями непосредственно во время турнира.
Создан электронный образовательный ресурс на материале шахматных партий соревнований «На партиях – учатся», он размещен на сайте «Шахматной школы» и доступен по ссылке http://live.chess-nk.ru/
В ЭОРе собран ценный материал для анализа сыгранных партий и совершенствования спортивного мастерства шахматистов. Помимо записи самих партий, командой проекта разработана система заданий для работы с этим материалом. В этих заданиях на примере сыгранных партий, учащимся предлагается найти и идентифицировать технические приемы, выявить заданные комбинации, проанализировать стратегии игры и др.
![]() |
![]() |
|
Трансляция прошла без технических неполадок и достигла целевой аудитории. Партии, игранные шахматистами Дворца творчества, используются как дидактический материал для проведения занятий. Юные шахматисты получили опыт анализа партий и подготовки к конкретному сопернику на основе анализа его игры. Он представляет собой полную запись партий игранных на первых 12 досках, и может использоваться шахматистами и тренерами для подготовки к конкретным соперникам для будующих турниров, анализа и разбора ошибок с тренером, корректировке и оценке своей игры.
Повышению доступности дополнительного образования способствует использование дистанционных образовательных технологий.
Система дистанционного обучения создана в объединении «Шахматная школа». Для дистанционного обучения используется программы: СhessВase 9.0, Skype, «Шахматная планета», сервисы Google.
Клуб «Шахматная планета» - это программа, которая позволяет играть в шахматы (в том числе участвовать в турнирах), общаться в чате и форуме игровой зоны, анализировать сыгранные партии, прослушивать лекции, создавать команды, участвовать в викторинах и многое другое. ChessBase 9.0 – программный продукт компании ChessBase, созданный для профессиональной подготовки шахматистов.
Онлайн обучение по Skype рекомендовано детям с 7 лет.
Помимо созданной в «Шахматной школе» системы дистанционного обучения, элементы дистанционных образовательных технологий используются многими детско-юношескими коллективами Дворца творчества, как в образовательном процессе, так и при проведении мероприятий. Созданные ЭОРы дают возможность самостоятельного освоения учащимися части учебного материала, индивидуальной работы с одаренными детьми.
Так, например, при проведении региональной научно-практической конференции учащихся, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают в ней участие дистанционно, защищают свои исследовательские работы удаленно, с использованием программ, обеспечивающих текстовую, голосовую и видеосвязь.
Подтверждением эффективности работы в рамках инновационной площадки является результаты участия в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства.
Всероссийские конкурсы
Открытый публичный Всероссийский смотр-конкурс образовательных организаций, март 2017 г. (г.Москва).
Дворец творчества им.Н.К.Крупской - лауреат-победитель.
Всероссийский конкурс «Лучшая организация дополнительного образования детей», май 2017 г. (г.Санкт-Петербург).
Дворец творчества им.Н.К.Крупской - лауреат.
Всероссийский конкурс «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров - 2017», ноябрь 2017 г. (г.Санкт-Петербург).
Дворец творчества им.Н.К.Крупской - лауреат.
Областные конкурсы
Областной конкурс «ИТ-педагог Кузбасса XXI века», август 2016.
Лауреат в номинации «Внеурочное (внеклассное) занятие на основе ИКТ» Скоролетова Мария Александровна.
Областной конкурс методических материалов «Использование игровых технологий на занятиях в ОУ ДО», октябрь 2017 г. Диплом 1 степени за методическую разработку «TED-лаборатория «Я знаю, что я буду делать завтра!» (Гераськина В.А., Андреева О.Г., Томми С.С., Цибизова Е.Б.).
Областной этап всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», ноябрь, 2017г. Лауреат - Меш Андрей Борисович, педагог д.о. клуба для детей с ОВЗ «Журавушка».
Конкурс на лучший экспонат XIХ специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера», март 2017 г.
Серебряная медаль за программу развития кадрового потенциала Дворца творчества им. Н.К.Крупской на 2016-2020 г.г. «Стратегия роста» (Попова И.А., Рубен П.Н., Климова А.С., Серова М.А., Томми С.С., Санникова Л.Н.).
Муниципальные конкурсы
Муниципальный этап областного конкурса «ИТ-педагог Кузбасса ХХI века», май 2017 г.
Победитель номинации «Учебный проект с использованием ИКТ» Владимиров Михаил Яковлевич, педагог дополнительного образования
Победитель номинации «Сетевой проект на основе ИКТ» Хоменко Оксана Рашидовна, педагог дополнительного образования, участник областного этапа
Муниципальный фестиваль открытых занятий и мероприятий педагогов дополнительного образования, апрель 2017 г.
Диплом 1 степени – Куликова Лилия Александровна, педагог д.о. театра-студии «Фаэтон»
Диплом 2 степени – Пляскина Лариса Николаевна, педагог д.о. ансамбля классического танца «Аллегро»
Диплом 3 степени – Пальчикова Нина Юрьевна, педагог д.о. циркового коллектива «Арена».
Публикации
- Рубен П.Н. Проблемы и преимущества неформального повышения квалификации педагогов на примере деятельности Дворца творчества им. Н.К.Крупской. Профессионализм педагога как условие развития муниципальной системы образования [Текст] : материалы научно-практической конференции (г.Новокузнецк, 26-28 августа 2016 года) / под общ. ред. Ю.А. Соловьевой, Н.П.Недоспасовой, Е.А. Нагрелли. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2016. – 136 с.
- Санникова,Л. Н. Волшебный мир глазами взрослых и детей [Текст] /Санникова Л. Н., Бобович Т. А., Демушкина И. Н. // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - № 9. - С. 20-26.
- Попова И.А., Рубен П.Н. Реализация инновационного проекта по внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работу по развитию и поддержке талантливых детей и молодежи. Социализация и воспитание обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 14-30 ноября 2016 / ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова и др. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 243 с.
- Меш А.Б., Рубен П.Н. Современные средства социализации и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация и воспитание обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 14-30 ноября 2016 / ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова и др. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 243 с.
- Меш А.Б., Рубен П.Н. Условия социализации учащихся в доступной образовательной среде клуба детей с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка». Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Кемерово, 01 февраля - 31 марта 2017 года / ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова и др. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 199 с.
- Гильдебрандт Е.В., Климова А.С. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников по созданию доступной образовательной среды и реализации инклюзивного образования. Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Кемерово, 01 февраля - 31 марта 2017 года / ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова и др. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 199 с.
- Рубен П.Н., Цибизова Е.Б. Организация работы по развитию и поддержке талантливых детей и молодежи с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях Дворца творчества. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности [Текст] : материалы III Международной научно-практической конференции/ Челябинск- Москва, 26 – 27.10.2017 / Под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. -532 с.
- Цибизова Е.Б. Информационно-образовательная среда как условие повышения эффективности профессиональных конкурсов. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности [Текст] : материалы III Международной научно-практической конференции/ Челябинск- Москва, 26 – 27.10.2017 / Под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. -532 с.
- Рубен П.Н. Удовлетворение образовательных потребностей одаренных детей на основе использования электронного обучения в системе дополнительного образования» IV Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Традиции и инновации в системе дополнительного образования детей» (07 ноября – 30 ноября 2017 года г. Кемерово).
- Серова М.А. Формирование ИКТ-компетентности педагогов на основе включения в единую информационную среду г. Новокузнецка. Муниципальная система образования: пространство образовательных возможностей и общественного диалога [Текст] : материалы научно-практической конференции (г.Новокузнецк, 23-25.08.2017) / под общ. ред. Ю.А. Соловьевой, Н.П.Недоспасовой, Е.А. Нагрелли. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2017. – 163 с.
- Владимирова А.С. Возможности информационно-коммуникационных технологий в совершенствовании компетентностей педагогов дополнительного образования. Муниципальная система образования: пространство образовательных возможностей и общественного диалога [Текст] : материалы научно-практической конференции (г.Новокузнецк, 23-25.08.2017) / под общ. ред. Ю.А. Соловьевой, Н.П.Недоспасовой, Е.А. Нагрелли. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2017. – 163 с.