12+
Направленность курса: туристско-краеведческая
Возраст детей, на которых рассчитан данный курс: 12-16 лет
Слоган курса: «Храним историю семьи, преумножая славу предков»
Уровень сложности: стартовый
Продолжительность обучения: 12 часов
Формирование интереса к истории города начинается с заинтересованности к истории своей семьи. Семья осуществляет связь времён. Прошлое не исчезает бесследно, оно прорастает в настоящее, свидетельствами своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры – записей, рассказов, фотографий. В том числе и тех, которые хранятся в наших семейных архивах.
Содержание программы направленно на сохранение и увековечение памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны, родственников учащихся, в процессе подготовки и представления презентации «Герой моей семьи». Освоение содержания программы позволит развивать стремление к познанию родного города, семьи и чувства гордости за родных.
Форма обучения по программе – очная, очно-заочная или заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Что будем делать
На занятиях предстоит познакомиться с боевыми и трудовыми подвигами новокузнечан в период Великой Отечественной войны, методами работы с материалами семейного архива в процессе сбора информации о Герое семьи и составления родословной росписи. Будет развиваться навык сбора, анализа и обработки информации в процессе использования информационных ресурсов Министерства обороны: «Подвиг народа», «Память народа», «Обобщенный банк данных «Мемориал».
Необходимые материалы и оборудование:
- компьютер,
- доступ к Интернет,
- программа Microsoft Powerpoint для создания презентаций;
- тетрадь для записи,
- «Блокнот исследователя истории Героя семьи».
Программа обучения
Занятие 1. Новокузнецк – город труженик, город трудовой доблести.
Многие люди практически не интересуются историей собственной семьи. Однако такое знание будет полезно для каждого человека. Вы могли не задумываться, но многие семейные ценности и привычки формируют вашу уникальность, повышая самооценку и гордость. Изучение истории своей семьи может улучшить единение с родственниками. Возможно, ваши родственники играли важную роль в исторических событиях. Такие тонкие знания позволяют человеку ощущать принадлежность к своему роду.
Мы живем в одном из крупных городов Сибири – Новокузнецке. Наш город
имеет богатую историю, продолжительностью более 400 лет и героическое прошлое. Недаром его называют «Кузницей Победы». 2 июля 2020 года Указом Президента России «за значительный вклад жителей» города «в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность» городу Новокузнецку присвоено почётное звание «Город трудовой доблести».
Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны. Прошедшее время и грандиозный масштаб Победы иногда заслоняет от нас людей и не просто людей, а наших родных, тех без которых не состоялась бы наша жизнь в сегодняшнем дне. А ведь каждый из нас часть истории семьи, мы лишь очередное поколение,
которое сменяет предыдущие. Кроме твоей личной биографии есть еще общая -
семейная биография, важная части истории родной страны, родного города.
Нужно, чтобы каждая семья хранила память о своем герое!
Поэтому предлагаем тебе стать исследователем, увековечить память о герое,
участнике Великой Отечественной войны, твоем далеком родственнике.
Посмотрите видеофильм «Новокузнецк – город труженик, город трудовой доблести», перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=B02Fou9fAoI .
Вы посмотрели фильм «Новокузнецк – город труженик, город трудовой доблести». Проверим насколько вы были внимательны. Ответьте на вопросы онлайн викторины, перейдя по ссылке: Новокузнецк – город труженик, город трудовой доблести (google.com).
Какие интересные факты вы узнали о городе? Знали ли вы, что наш город в годы войны назывался Сталинском? Как поменялась жизнь города в годы войны? Как люди города помогли приблизиться к Великой Победе?
«Блокнот исследователя истории Героя семьи» СКАЧАТЬ
Откройте «Блокнот исследователя истории Героя семьи» в электронном виде или распечатайте. Рассмотрите, из каких разделов он состоит. Он является вашим помощником и содержит 5 шагов, которые помогут вам найти данные о герое своей семьи. Это необходимо, потому что по итогам прохождения курса вы будете представлять итоговую работу – презентацию или доклад о герое вашей семьи.
Занятие 2. «Биография одного Героя…»
Как вы думаете, кого можно назвать героем? В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, говорится, что герой – это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Во время Великой Отечественной войны звание героя Советского Союза присваивалось за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий. Был введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и сооружали бронзовый бюст на его Родине с изображением награждённого. Трижды Герою Советского Союза вручали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен был быть установлен в Москве.
Вклад каждого солдата, честно сражавшегося на фронтах Великой отечественной войны, бесценен. И каждый из них ежедневно совершал подвиг, вступая в бой. Но есть поступки, которые стали неотъемлемой частью истории Великой Отечественной войны. Об этих подвигах знать и помнить надо всем без исключения. Потому как именно эти истории дают подрастающему поколению право гордиться своей страной и равняться на настоящих героев.
Посмотрите видеосюжет ТВН Новокузнецк «Граффити героев», перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=zZ1ADjOftFI.
Ответьте на вопросы. О каких героях идет речь в видеосюжете? Знаете ли вы о их подвиге? Почему память о них решили сохранить для жителей нашего города? Видели ли вы граффити, о котором говорится в сюжете в нашем городе?
Память о них решили сохранить, потому что это – первый и единственный в истории Великой Отечественной войны массовый подвиг. Александр Красилов, Леонтий Черемнов и Иван Герасименко в критическую минуту боя, спасая жизни товарищей, бросились на амбразуры вражеских пулеметных дзотов. Случилось это 29-го января 1942-го года в бою под Великим Новгородом. Благодаря подвигу взвод выполнил боевую задачу.
Войдите на сайт «Новокузнецк 400» в раздел «Знаменитые новокузнечане», перейдя по ссылке: https://новокузнецк400.рф/persons/geroi-voennye-letchiki. Посмотрите несколько историй героев. Чем они отличились во время Великой Отечественной войны? Какие факты из их жизни навсегда останутся в памяти жителей нашего города?
Вы согласны с тем, что в каждой семье есть история героя Великой Отечественной войны, о которой нужно рассказать другим?
Занятие 3. Поиск информации в семейном архиве, установление степени родства.
Давайте поработаем с «Блокнотом исследователя истории Героя семьи». Найдите и прочитайте информацию что такое «архив». Какие бывают архивы? Что такое семейный архив? Что такое «родословная роспись», восходящее и нисходящее родословие?
Просмотрите видеосюжеты, перейдя по ссылкам: «Мой семейный архив» и «Мой семейный архив. «Мастер-класс по сохранению домашнего архива».
После просмотра видео, ответьте на вопросы. Как создавать и хранить свой семейный архив? Где можно взять материалы для семейного архива? Что входит в семейный архив? Есть ли в вашей семье семейный архив? Для чего он нужен? Что вы знаете о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне?
Занятие 4. Поиск информации в информационных электронных ресурсах
Познакомьтесь с информационными электронными ресурсами Министерства обороны Российской Федерации: «Подвиг народа» http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome, «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/, «Обобщенный банк данных «Мемориал» https://вмкс.рф/poleznaya-informaciya/obobshchennyy-bank-dannykh-memorial/.
Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальные информационные ресурсы открытого доступа, наполняемые всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны. Создание наиболее полного электронного банка документов по ключевому периоду современной истории цивилизации не имеет аналогов по объему, исторической и социальной значимости, и является вечным памятником великому Подвигу Народа.
Изучите, как работают эти информационные источники, как на них искать информацию и сохранять ее. Попробуйте здесь найти информацию о своих родственниках, участвующих в Великой Отечественной войне. Введите фамилию, имя, отчество, год рождения. Что вам удалось найти? Подготовьте информацию, которая нужна будет вам для презентации «Герой моей семьи» с помощью информационных источников и домашнего семейного архива.
Занятие 5. Подготовка презентации «Герой моей семьи» и доклада.
Какие сведения вам удалось собрать? Изучите, воспользовавшись «Блокнотом исследователя истории Героя семьи», как составить презентацию и доклад. Составьте презентацию «Герой моей семьи» и доклад.
Занятие 6. Открытое итоговое занятие «Я помню! Я горжусь! Я буду достоин!».
Представьте презентацию «Герой моей семьи» и доклад.
Мы уверены, что те знания и умения, которые вы получили, позволят вам помнить и гордиться героями своей семьи! Надеемся, вы и дальше будете изучать историю своей семьи и продолжите её лучшие традиции
Давайте подведем итоги, ответьте на вопросы опросника «Подводим итоги», перейдя по ссылке Подводим итоги (ДООП «История города. История моей семьи») (google.com).
Дополнительные информационные ресурсы
А.В. Гусев Как написать историю семьи СКАЧАТЬ
Э.А. Калистратова Азбука родоведа СКАЧАТЬ
Педагог-разработчик курса
Цибизова Елена Борисовна, заведующая отделом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской», к.п.н. доцент кафедры акмеологии и дополнительного образования института повышения квалификации г.Новокузнецк.
Образование – высшее педагогическое, Новокузнецкий государственный педагогический институт, учитель географии и биологии; Национальный исследовательский Томский политехнический университет, преподаватель высшей школы. Педагогический стаж работы – 23 года.
Дополнительная информация для педагогов и родителей
Краткосрочная программа «История города. История моей семьи» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Моя родословная» (автор А.В. Матвеев, Москва, 2020 г.). В данной программе изменен подход к отбору содержания, уменьшен объем.
Цель программы: формирования у учащихся чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне в процессе изучения и представления истории своей семьи.
Задачи:
- познакомить учащихся с боевыми и трудовыми подвигами новокузнечан в период Великой Отечественной войны;
- дать представление о методах работы с материалами семейного архива в процессе сбора информации о Герое семьи и составление родословной росписи;
- учить пользоваться информационными электронными ресурсами Министерства обороны: «Подвиг народа», «Память народа», «Обобщенный банк данных «Мемориал» и другими;
- способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к истории семьи и города.