10+
Направленность курса: туристско-краеведческая
Возраст детей, на которых рассчитан данный курс: 10-15 лет
Слоган курса: «Время быть первыми!»
Уровень сложности: стартовый
Продолжительность обучения: 16 часов
Новокузнецк – старейший город Кузбасса, в его истории отразились все основные вехи развития нашей области. Воспитание любви к своему краю и родному городу является своевременным, ведь для многих юных жителей их история и культура до сих пор остаются непознанными, что ведет к утрате чувства укорененности к территории проживания.
Содержание программы направлено на знакомство учащихся с некоторыми физико-географическими характеристикам Кузбасса, достопримечательностями Новокузнецка, со значением Кемеровской области в жизни страны. Освоение содержания программы позволит развивать стремление к познанию родного края и чувство гордости за его людей и достижения.
Форма обучения по программе – очная, очно-заочная или заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Что будем делать
На занятиях предстоит узнать о географическом положении Кемеровской области и происхождении названия «Кузбасс», познакомиться с памятниками истории и архитектурным сооружениями Новокузнецка. Занятия дадут возможность поработать с электронными ресурсами краеведческого содержания и узнать о том, как их можно использовать, что в дальнейшем будет полезно в процессе школьного обучения.
Необходимые материалы и оборудование:
- компьютер,
- доступ к Интернет,
- программа Microsoft Powerpoint для создания презентаций;
- тетрадь для записи.
Программа обучения
Раздел 1. Изучаем Кузбасс. Изучаем Новокузнецк
Занятие 1. А ты знаешь Кузбасс? А если проверить?
4 июля 2021 года Кузбассу исполнилось 300 лет. Это – дата всероссийского значения. 300 лет региону, который снабжает углем страну и мир. Наш регион уникальный по масштабу природных богатств. Впрочем, как всегда главное сокровище, конечно, – люди. А вы знаете наш Кузбасс? Давайте проверим. Просмотрите видеофильм «Даешь Кузбасс!» https://www.youtube.com/watch?v=uQf11WXGgGI
После просмотра фильма ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали о Кузбассе?
- Чем может гордиться Кузбасс?
- Какие изменения произошли в Кузбассе за последние годы?
- О каких важных профессиях рассказывается в фильме?
Перейди по ссылке https://www.kuzbass-300.ru/ и познакомься с интерактивной выставкой, посвященной 300-летию Кузбасса». Зайди в разделы «_История», «_Люди», «_Природа».
В разделе «_Люди» https://www.kuzbass-300.ru/300people просмотрите на выбор один из видеофрагментов. Ответьте на вопрос: почему героям видеофрагмента важно, как Кузбасс воспринимают жители других регионов России и за границей?
Зайдите в раздел - викторина #ЯЗНАЮКУЗБАСС https://kuzbass-300.ru/victorina и проверьте свои знания о Кузбассе, ответив на вопросы. Как вы справились с вопросами? Какие вопросы были простыми, а какие сложными?
Занятие 2. Характеристики Кемеровской области, происхождение названия «Кузбасс»
Познакомьтесь с физико-географической картой Кемеровской области, перейдя по ссылке: http://museum.kemsu.ru/pics/zoofoto/fizkart.htm. Прочитайте информацию на сайте Администрации Кемеровской области, перейдя по ссылке: раздел «Область», а также текст по ссылке: «П. А. Чихачев – исследователь Кузбасса». Заполните информационную карту, воспользовавшись этими источниками.
Информационная карта (скачать)
Занятие 3. Новокузнецк – исторический, промышленный и культурный центр Кузбасса
Познакомьтесь с разделами «Паспорт города» и «История» на официальном сайте Администрации города Новокузнецка. Составьте краткое сообщение по одной из тем «Важные даты в истории города», «Интересные факты из истории города», «Из прошлого в современность» (или придумайте свою тему) на основе предложенного информационного источника. Представьте свое сообщение.
Занятие 4. Новокузнецк – Город трудовой доблести
Знаете ли вы о том, что нашему городу присвоено звание «Город трудовой доблести»? Город трудовой доблести – почетное звание Российской Федерации, установленное федеральным законом от 1 марта 2020 года «в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Присваивается городам, жители которых «внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность». Почему это звание получил Новокузнецк? Вы узнаете об этом, если посмотрите видеосюжет по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=3ZZ2xwriGKI.
После просмотра видеосюжета ответьте на вопросы:
- За что нашему городу присвоено звание «Город трудовой доблести»?
- Где производили чугун и сталь, из которых делалось оружие для фронта?
- В каких условиях работали труженики нашего города?
Занятие 5. Музеи города – хранители истории
Музей – это место, где хранятся ценные предметы и документы, имеющие большое научное, историческое и культурное значение. Познакомьтесь с сайтами музеев нашего города, перейдя по ссылке: «Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского», «Новокузнецкий художественный музей», «Новокузнецкий краеведческий музей», «Музей – заповедник «Кузнецкая крепость». Посещали ли вы какой-то из этих музеев? Составьте рассказ об одном из музеев нашего города. Представьте его.
Занятие 6. Памятники архитектуры и истории Новокузнецка
Памятники – это сооружения в честь событий или людей, прославивших нашу страну. Памятники поддерживают воспоминание о них. Познакомьтесь с памятниками нашего города на сайте Управления культуры администрации Новокузнецка, перейдя по ссылке: «Памятники». Видели ли вы эти памятники в нашем городе? Какой из них вам особенно запомнился? Составьте краткий рассказ об одном из памятников города Новокузнецка. Представьте его.
Раздел 2. Горжусь тобой, Новокузнецк!
Занятие 7. Подготовка презентации-сообщения на фестиваль «Горжусь тобой Новокузнецк!»
Вы уже много узнали о Кузбассе и Новокузнецке. Наш регион богат своей историей, культурой, природой, людьми, прославившими его. Вы – жители нашего города, носящего звание «Город трудовой доблести». Для каждого жителя важно знать историю и культуру своей малой Родины. Составьте презентацию-сообщение на фестиваль «Горжусь тобой, Новокузнецк!». Выберите тему презентации-сообщения – о чем и о ком вы хотите рассказать? Выберите форму презентации-сообщения (мультимедийная презентация, стендовый доклад, видеоролик, стенгазета и т.д.).
Подготовьте презентацию-сообщение «Горжусь тобой, Новокузнецк!».
Рекомендации по подготовке презентации-сообщения (скачать)
Занятие 8. Фестиваль «Горжусь тобой, Новокузнецк!»
Представьте презентацию-сообщение на фестивале «Горжусь тобой Новокузнецк!». Надеемся, что знания, которые вы получили о своем регионе и городе позволят вам помнить, гордиться и прославлять его. Желаем успеха!
Педагог-разработчик курса
Цибизова Елена Борисовна, заведующая отделом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской», к.п.н. доцент кафедры акмеологии и дополнительного образования института повышения квалификации г.Новокузнецк.
Образование – высшее педагогическое, Новокузнецкий государственный педагогический институт, учитель географии и биологии; Национальный исследовательский Томский политехнический университет, преподаватель высшей школы.
Педагогический стаж работы – 23 года.
Дополнительная информация для педагогов и родителей
Краткосрочная программа «#ЯзнаюКузбасс #Язнаю Новокузнецк» основана на дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мой город Новокузнецк» (автор Е.Б. Цибизова, 2011). В данной программе изменен подход к отбору содержания, уменьшен объем.
Цель программы: развивать интерес к познанию родного края и города в процессе знакомства с географией, историей и культурой Кузбасса и Новокузнецка.
Задачи:
- дать представление о физико-географическом положение Кемеровской области и происхождении названия «Кузбасс»;
- познакомить учащихся с федеральными и региональными памятниками Новокузнецка;
- учить пользоваться информационными электронными ресурсами краеведческого содержания;
- способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к памятникам истории и архитектурным сооружениям, чувства гордости за родной город.